Пригласили сегодня в "Современник" на премьеру спектакля "Скрытая перспектива" по Дональду Маргулису. Не знаю, кто это, но, судя по тому, что спектакль о военных корреспондентах - видимо, военный корреспондент. В ролях Чулпан Хаматова, Александр Филиппенко, Сергей Юшкевич, Дарья Белоусова.
До сих пор я был только на двух военных спектаклях - это "Пенелопа в Грозном" в Милане и "Персональная война" в Лионе.
"Пенелопа в Грозном" - вне моих рамок разумения. Я в искусстве ничего не понимаю, поэтому судить не берусь. "Персональная война" - постановка Татьяны Фроловой из театра КнАМ с Комсомольска-на-Амуре по моим рассказам и повестям. Поэтому также не мне судить (хотя лично для меня, безусловно, это лучшее, что когда-либо было создано в театре на военную тему. И не потому, что по моим рассказам. А потому, что постановка Татьяны. Я ждал именно такого режиссера. И дождался. Она все пропустила через себя, вывернула то что внутри наружу, но при этом не свалилась ни в истерику, ни в пафос).
Тем не менее, какими-бы постановки ни были, на Западе тема войны востребована постоянно. И эта востребованность с каждой новой войной только возрастает. Люди хотят понять, почему они воюют, почему они ввязались в ту или иную войну, нужна ли она им, какие преступления она несет и как обойтись без войн вообще. "Персональная война", например - совместный российско-французский проект. Половина на русском, половина на французском. Во Франции, где до Чечни как нам до Пекина, спектакль прошел на ура. В России, в Чечне и воюющей, о нем никто не слышал.
В стране, где война идет постоянно, тема войны в искусстве обходится стабильным молчанием. По-моему, кроме "Афгана" Николая Губенко о современных локальных войнах в не вылезающей из этих войн стране нет больше ни одной постановки.
Был еще День памяти, который каждый год 11 декабря на свои деньги, без какой-бы то ни было помощи государства, устраивал Сергей Говорухин (вела его одно время тоже Чулпан), и первые пару-тройку раз День памяти даже показали по ТВ, после чего на эту дату было наложено табу. Сергей полгода назад умер.
На этом все.
Интересно будет посмотреть, что вышло у "Современника". Хотя бы по английской пьесе. И хотя бы не про ветеранов, а про журналистов.
Ну, если через эту призму удастся затронуть жизненные наши вопросы - и на том спасибо.
Во всяком случае, мы - есть.
Отпишусь о впечателниях.
Journal information